Клининговый бизнес окупается через три года
Автор: Ксения Шамакина. dk@dkchel.apress.ru
№ 41 (137) от 10 ноября 2008
Клининг (профессиональная уборка жилых и рабочих помещений) для Челябинска — направление бизнеса новое, ему всего несколько лет. Сегодня в городе работает всего около 40 клининговых компаний, и сильной конкуренции между ними нет.
Спрос на услуги клинеров в Челябинске растет, что отмечают все участники рынка. «Город строится, появляется много новых зданий, а значит, много немытых окон и фасадов», — улыбается ЕЛЕНА БЕЛОЗЁРОВА, директор клининговой компании «Академия Чистоты».
Многие клининговые компании Челябинска занимают узкую нишу на рынке: уборка офис-центров, заводов и др. «Большая часть фирм специализируется на определенных видах работ, поэтому в Челябинске есть возможность вести клининговый бизнес», — отмечает ДАНИЛ УПОРОВ, генеральный директор клининговой службы City Cleaning. При этом получать лицензию на оказание клининговых услуг не нужно.
Раньше частные лица и организации нечасто прибегали к услугам клининговых компаний. «Сейчас люди начинают обращаться к нам, потому что стали понимать, что такое профессионализм. Они большие деньги вкладывают в строительство и ремонт и хотят поддерживать свои помещения в хорошем состоянии», — говорит Елена Белозёрова.
Сколько нанимать сотрудников
Начинающей фирме СОФИЯ ЛУКМАНОВА, технический директор клининговой компании «Академия Чистоты», советует взять в штат 5-6 уборщиков и двух менеджеров. Через некоторое время их функции разделятся: менеджер по объектам и часть операторов будут заниматься ежедневной уборкой, наиболее способные уборщики под руководством менеджера по спецпроектам составят мобильную бригаду, выезжающую на заказы.
Уборщики на ежедневных объектах получают 7-8 тыс. руб. Труд операторов мобильной бригады оценивается от 15 тыс. руб. в месяц. Зарплата сдельная и может достигать 40 тыс. руб. Менеджер по объектам и менеджер по спецработам получают 15-20 тыс. руб. Зарплата последнего обычно выше. Менеджерам также компенсируют расходы за проезд и сотовую связь.
СОВЕТ от клининговой компании «Сервис Сити»:
«Клининговой компании лучше нанять менеджеров с личным автотранспортом. Совмещать функции водителя им удобно, потому что они выезжают вместе с операторами на каждый объект. А компания экономит — не нужно покупать автомобили, искать место для стоянки машин и нанимать еще одного человека в штат».
Где искать работников
Клининговые компании ищут кадры постоянно. На объявления о приеме работников фирмы тратят до 20 тыс. руб. в месяц. Несмотря на высокие заработки, люди идут в уборщики неохотно, считая эту профессию непрестижной. В основном работников ищут через объявления в газетах «Работодатель», «Соседи», «Ва-банкъ» и др. Объявления можно давать как в платные, так и в бесплатные газеты. София Лукманова: «Я бы не отдавала предпочтения какой-то одной газете. По нашему опыту, отдача от всех СМИ одинаковая. Тот, кто ищет работу, и бесплатные газеты просматривает, и платные покупает». ЭЛЬДАР ГИЛЬМУТДИНОВ, директор клининговой компании «Сервис Сити», считает, что социально слабые люди, которые готовы работать уборщиками, обычно читают бесплатные газеты.
Компании также расклеивают объявления о поиске уборщиков на стендах остановочных комплексов. Часто сотрудники сами приводят на работу своих друзей и знакомых. Другие каналы поиска операторов недейственны. «Служба занятости, к сожалению, никак не помогает. Мы туда обращались, но результат нулевой — никого не присылают», — делится опытом г-жа Лукманова.
Возраст потенциальных сотрудников директора клининговых компаний советуют не ограничивать и принимать на работу людей до 55 лет. Чаще всего это женщины предпенсионного возраста, которым уже сложно куда-то устроиться: бывшие учителя, бухгалтеры. В «Академии Чистоты» 80% операторов по уборке старше 40 лет. А вот молодежь до 25 лет, особенно студентов, на постоянную работу предпочитают не брать. «Студенты — люди неорганизованные. Они необходимы весной и осенью, когда повышается спрос на услуги клинеров», — сетует г-н Гильмутдинов.
В Москве и Петербурге проблему нехватки кадров клининговые компании решают привлечением гастарбайтеров. В Челябинске эта практика малоэффективна. Во-первых, почти нет иностранных граждан, желающих заработать. Во-вторых, гастарбайтеры сами не стремятся устроиться уборщиками. Они считают эту работу малопрестижной и низкооплачиваемой.
Видеть уборщиков-южан зачастую не хотят и заказчики клининговых услуг. У них есть определенные требования к внешнему виду и уровню культуры клинера, которым гастарбайтеры не всегда соответствуют.
Еще один минус: гастарбайтерам обычно нужно общежитие, а для компаний это дополнительный источник расходов.
СОВЕТ от клининговой компании «Академия Чистоты»:
«Можно не заказывать операторам униформу с названием компании — достаточно бейджа. Многие клиенты прописывают в контракте, что никаких логотипов на одежде быть не должно. Некоторые заказчики клининговых услуг предоставляют уборщикам одежду с использованием корпоративного цвета».
Как обучать персонал
Нового работника обязательно нужно обучить работе с профессиональным оборудованием и всем секретам мастерства. Как правило, появляющиеся на рынке клининговые компании «отпочковываются» от крупных фирм. Тогда их основатели уже знают, как работать с техникой, и сами обучают всех сотрудников. Если у директора компании такого опыта не было, он может пройти обучение в Москве или Санкт-Петербурге — на Урале профессиональных клинеров не готовят. Трехдневные курсы оператора по уборке стоят 10-20 тыс. руб. плюс билет и проживание. Потом этот работник сможет обучить всех своих коллег. В Москве также существуют курсы для менеджеров клининговых компаний, но г-жа Белозёрова советует не тратить на них средства. Столичные системы обучения рассчитаны на рынок Москвы, где план оборота каждого менеджера — около 1 млн руб. в месяц.
С уборщиками, уволившимися из компаний-конкурентов, клининговые фирмы предпочитают не работать. «Нам удобней заново обучить человека. Каждая клининговая компания работает со своим оборудованием, со своим инвентарем, имеет свои критерии качества. Переучивать операторов всегда сложнее», — говорит София Лукманова.
СОВЕТ от клининговой компании «Академия Чистоты»:
«Менеджерами могут работать бывшие уборщики, которые хорошо себя зарекомендовали. Менеджеры ведь должны не только грамотно организовать процесс уборки, они должны знать все способы чистки, уметь своими руками показать, как сделать работу».
Какое оборудование купить
Основная статья расходов при открытии клининговой компании — это приобретение дорогостоящего профессионального оборудования. На его покупку придется потратить до 500 тыс. руб.
Для начала работы компании потребуется инвентарь для уборки: наборы для мытья окон, ведра, швабры, мопы (тряпки), салфетки из микрофибры, стремянки — и профессиональное оборудование (пылеводососы, дисковая размывочная машина, аппарат химчистки, аппарат высокого давления и парогенератор).
Елена Белозёрова советует купить 2-3 пылеводососа и два аппарата химчистки. Клининговые компании начинают, как правило, с уборки квартир. «Люди заказывают чистку ковра, мягкой мебели, игрушек — услуги химчистки сейчас очень востребованы», — отмечает Елена Белозёрова.
Эльдар Гильмутдинов считает, что следует приобрести несколько единиц каждого наименования, потому что техника иногда выходит из строя. На ремонт оборудования клининговая компания тратит примерно 3 тыс. руб. в месяц.
Технику для уборки можно приобрести в собственность или в лизинг. К последнему варианту обращаются, если не хватает начального капитала. Переплата при покупке оборудования в лизинг составит почти 50% от стоимости техники.
Когда компания уже закрепится на рынке, ей потребуется докупить полировальную машину, пеногенератор, роторную машину, экстрактор-коврочист, газонокосилки, машину для чистки ступенек, эскалаторную машину. Тогда она сможет выполнять заказы почти любого уровня сложности — вплоть до чистки эскалаторов, которые сейчас работают во всех больших ТРК.
Покупка оборудования позволяет также экономить на труде уборщиков. Даже простое ведро с механическим отжимом существенно сокращает время работы оператора.
Какой нужен офис
Клининговые компании принимают клиентов в своем офисе нечасто. Поэтому снимать помещение в центре необязательно. Можно снять обычную трехкомнатную квартиру в спальном районе города. Площадь офиса должна составлять 70-100 кв. м (аренда — 20-25 тыс. руб.) Здесь располагаются рабочие места менеджеров — с телефонами и компьютерами, подключенными к Интернету. Заказы клининговые компании обычно принимают по телефону, реже — по электронной почте и ICQ.
Офис часто выполняет функции склада. Здесь хранится оборудование, инвентарь, сюда привозят ковры для химчистки. Елена Белозёрова: «Клининг интересен тем, что этот бизнес не требует больших собственных площадей. Часть инвентаря мы храним на объектах, которые убираем ежедневно. Наши работники там переодеваются, оставляют моющие средства, тележки, машины».
Как рекламировать компанию
В активном продвижении клининговая компания не нуждается. Спрос на услуги на рынке достаточно велик, поэтому при грамотной работе менеджеров фирма сможет найти себе первые объекты для уборки довольно быстро. Участники рынка считают, что начинающей компании достаточно выполнять один заказ в день. Елена Белозёрова: «Надо рассчитать свои силы. Можно взять много заказов, но не сделать их и на корню подорвать свою репутацию».
Эксперты советуют разместить информацию об услугах компании в электронных справочниках «ДубльГИС» (это можно сделать бесплатно), «Что? Где? Почем?» и др. «Наиболее действенна реклама в Интернете — электронные справочники хорошо работают», — делится г-жа Лукманова.
Также действенным способом продвижения фирмы является сайт компании, но начинающая фирма может обойтись без него. Когда появится собственный микроавтобус, нужно будет разместить на машине логотип и контакты компании.
Когда окупятся вложения
Новому игроку, по мнению участников рынка, следует начать с уборки квартир. Заключив несколько контрактов с частными лицами, можно переходить к офисным помещениям. Цены на услуги клининговых компаний сильно варьируются. В среднем уборка квадратного метра стоит от 20 до 80 руб. Стоимость заказа зависит от степени загрязненности объекта и графика работы операторов. Часто фирмы устанавливают минимальную стоимость работы — 1,5-2 тыс. руб. За эти деньги компания может помыть окна и почистить ковер или диван.
Эксперты полагают, что новая клининговая компания будет выполнять в первый месяц 3-5 заказов в неделю, через полгода — по десять заказов в неделю. Средняя стоимость выполненного заказа — 5 тыс. руб. В первые месяцы работы фирма будет зарабатывать 70-100 тыс. руб. Через полгода — 200 тыс. руб. и больше. Рентабельность бизнеса составляет 10-15%, срок окупаемости — 2-3 года.
Закрепившаяся на рынке клининговая компания нанимает еще нескольких менеджеров, увеличивает штат мобильной бригады, нанимает работников для ежедневной уборки, привлекает внештатных операторов, покупает новые наименования профессионального оборудования, увеличивает количество единиц основных материально-технических средств, закупает собственные автомобили (обычно микроавтобусы).
Фирма может специализироваться на одном направлении: убирать только офисные центры, заводы, точки общественного питания, магазины либо заниматься преимущественно частными заказами. Эксперты подчеркивают, что специализация обычно формируется по мере развития компании.
http://dkvartal74.ru/magazines/dk-chel/ … z_tri_goda
http://cleaning.hiblogger.net/206108.html#cmnt_1098293