Поскольку я получила его (перевод) в личку, то привожу его вам, уважаемые форумчане. По посту автора я поняла, что у неё просто не получилось его вставить. На форуме Тараса Васильевича имеют право голоса не только члены Гильдии.
В свежем номере журнала Клининг (№1 (17) 2011) опубликован Проект Концепции развития клининговой индустрии в РФ. Редактор журнала предложил всем участникам рынка отнестись к этому материалу серьезно и принять участие в обсуждении концепции. Однако сам документ написан языком чиновников и труден для восприятия. Я взяла на себя смелость сделать некий «перевод» предлагаемого Проекта на всем доступный русский язык.
ОСНОВНАЯ цель, которую хотят достигнуть создатели Концепции: развитие клининговой индустрии в регионах РФ.
Путь, предложенный авторами Концепции - развитие САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ отрасли (в качестве базовой организации предложена АРУК).
ЗАЧЕМ вообще нужно было писать Концепцию развития клининга?
Аксиома - стране клининг нужен для создания комфортной и безопасной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха (как обещает Конституция)
Клининг уже существует, но развивается стихийно. Проблема развития отрасли в целом включает много различных аспектов и нюансов
Клининг – отрасль ложная для регулирования и управления из-за специфики оказания клининговых услуг в различных сферах деятельности (например в здравоохранении и промышленности)
Проблему развития нужно решать комплексно (одновременно во всех направлениях)
Нужно вписаться в международную систему норм и требований (санитарных и экологических)
В клининге экономический и организационный аспекты тесно взаимосвязаны (как впрочем и в других отраслях)
Для успешного развития отрасли необходимо использовать современные технологии и привлекать инвестиции (из бюджетных и внебюджетных источников)
Для развития клининговой индустрии нужна координация усилий органов государственной власти и профессиональных объединений клинеров.
В Концепции даны описания основным терминов и определений. В частности клининг не разделяется на бытовой и коммерческий, а рассматривается как совокупность процессов обслуживания всех созданных человеком (антропогенных) окружающих объектов.
При этом к объектам клининга относятся: поверхности и элементы интерьера жилых, общественных, производственных зданий; прилегающие территории; транспорт; оборудование и инженерные системы. К процессам клининга относится: обеспечение чистоты и санитарного состояния; поддержание и восстановление внешнего вида поверхностей (как внутри так и снаружи); защитная обработка поверхностей; сбор, сортировка и временное хранение бытовых отходов и крупного мусора, а также поддержание чистоты и очистка инженерных систем и технологического оборудования.
Концепция утверждает, что в России клининговая индустрия как бы уже есть, но еще в процессе роста и становления. Тем не менее, процесс ее формирования соответствует мировым тенденциям, она успешно взаимодействует и органично входит во все структуры экономики, за 20 лет она превратилась в высокотехнологичную сферу деятельности.
Перечислен ряд факторов, влияющих на активный рост и формирование клининговой отрасли в РФ:
Приход на российский рынок иностранных компаний, привыкших пользоваться услугами профессиональных клинеров
Необходимость ухода за современной недвижимостью, в строительство которой вложены серьезны средства и которая требует профессионального подхода к уборке
Наличие организаций (клубы, рестораны, отели и т.п.), продвижение и имидж которых зависят от чистоты и состояния помещений
Реформа ЖКХ, предоставившая клинингу ряд потенциальных возможностей
Изменение отношения к профессиональной уборке – в настоящее время не только коммерческие, но и государственные структуры все чаще понимают необходимость пользоваться услугами профессионалов
С другой стороны, Концепция констатирует, что российскому клинингу далеко до международного уровня и что в регионах он представлен неравномерно. Что сдерживает развитие отрасли:
Отсутствие нормативной и правовой базы, технических регламентов, национальных стандартов, актуализированных санитарных норм и правил
Неблагоприятная экономическая база и низкая инвестиционная привлекательность
Отсутствие образовательных программ государственного уровня
Использование аукционной формы выбора подрядчика с единственным критерием – цена услуги
Существующие в СанПиНах требования к чистоте сформулированы в общем виде и не позволяют эффективно контролировать процесс уборки, используют устаревшие технологии уборки (квач, швабра, ведро). Необходимо установить современные критерии и показатели чистоты помещений и территорий, нормы безопасности и комфортности среды проживания, нормативов допустимой антропогенной нагрузки. Эти требования и нормативы должны быть специфическими для различных сфер деятельности: офисные, торговые, производственные, школьные, медицинские, пищевые, бытовые. Необходимо учитывать еще на стадии проектирования здания элементы конструкций техники безопасности, энерго и водоподведение для эффективной уборки.
Клининговая индустрия зависит как от внутренней, так и от внешней экономической, социальной и политической ситуации, т.е. от товаропроизводителей, миграции рабочей силы, движения денег и т.д.
Что относится к клининговой индустрии? (её инфраструктура) - это не только собственно клининговые компании, оказывающие различные виды услуг либо специализирующиеся на определенных видах услуг, производители и продавцы оборудования, инвентаря, химии, выставки и т.п., но также: банки, кредитные организации, страховые и лизинговые компании; обучающие и образовательные учреждения; различные информационные службы и средства; общественные организации; научные и консультационные центры; органы сертификации и правовые учреждения (юристы и нотариусы); логистические центры, склады, оборудование и материалы.
Основные проблемы клининговой инфраструктуры: преобладание импортных препаратов, слабое развитие производства отечественных препаратов и оборудование, отставание в разработке и использовании инновационных технологий, слабая подготовка кадров.
Цели и основные направления развития клининговой индустрии.
Для эффективного развития клининговой индустрии необходимо совершенствование законодательной, нормативной и правовой базы клининговой индустрии, а именно (с точки зрения Концепции) - создание федерального закона, регламентирующего правовые нормы и требования к объектам клининга (т.е. ко всем созданным человеком сооружениям) и определяющего параметры и методы проведения клининговых работ; принятие Постановления Правительства РФ о развитии клининговой индустрии.
Что нужно для комплексного развития клининговой индустрии и смежных отраслей:
• поддержка и стимулирование отечественного производителя технологического оборудования, химических и биологических препаратов и материалов – это приоритетное направление
• государственная поддержка тех предприятий, которые готовы выпускать продукцию на базе современных российских разработок
• развитие клининга во всех регионах, внедрение клининга в сферы транспорта, ЖКХ, детских и медицинских учреждений и т.д.
• создание научной базы, направленной на разработку и создание новых технологий
• разработка программы социальной рекламы, направленной на формирование уважительного отношения к чистоте
Направления международного сотрудничества:
• проведение совместных выставок, конференций, семинаров
• создание совместных предприятий по производству оборудования, привлечение иностранных инвестиций
• совместная подготовка кадров
• разработка международных стандартов в Международной организации по стандартизации (ИСО)
• стимулирование отечественных организаций, получивших сертификаты по международным системам
Задачи государственного и общественного регулирования в сфере клининга
1. Зачем нужна СРО в области клининга и что она дает:
• СРО должно обеспечить выполнение входящими в него предприятиями требований по качеству услуг, соответствующих ГОСТ 51870-2002 и его совершенствование
• членство в СРО позволит создать определенные гарантии качества услуги для потребителей
• взаимодействие с ФАС при оценке технических заданий, отработке типовых контрактов и решении спорных вопросов при проведении аукционов-конкурсов, что обеспечивает эффективный общественный контроль
2. Задачи СРО:
• добровольное объединение всех добросовестных предпринимателей в единую организацию
• создание единых стандартов, правил, инструкций и пр. для нормирования деятельности членов СРО
• популяризация клининга, создание собственного печатного органа СРО
• взаимодействие с государством для разработки нормативных правовых актов, добросовестного проведения тендеров
• оказание косалтинговых услуг членам СРО и помощь в разработке документации для сертификации по ISO 9000 и ISO 14000
• развитие всех форм поддержки клинингового бизнеса, в том числе проф. выставок
• организация профессиональных учебных центров
• создание методического центра по разработке учебных программ, пособий и рекомендаций для государственных и негосударственных учебных заведений, УЦ по повышению квалификации кадров
3. Развитие добросовестной конкуренции
Положение дел на данный момент. В крупных городах конкурентная среда сформировалась и имеет следующие особенности: высокий уровень конкуренции ориентация на конкретные группы потребителей. На рынке присутствуют все формы недобросовестной конкуренции. Для ликвидации негативных форм и правильного развития конкуренции нужно:
на национальном уровне – уточнение законодательства и создание технических регламентов,
на региональном уровне – экономическое регулирование минимальных тарифов на услуги, переход от аукционов к тендерам с учетом качественных характеристик предоставляемых услуг, разработка целевых программ развития клининга, применение различных форм продвижения бизнеса.
Правильное развитие конкуренции возможно при выходе на рынок большого числа исполнителей услуг. Необходимо: максимально снизить технические барьеры при выходе клининговой компании на рынок; поддерживать предприятия, оказывающие услуги малообеспеченным и социально незащищенным слоям; развивать систему страхования рисков возможного ущерба и вреда;
4. Совершенствование системы технического регулирования индустрии
В основу деятельности по оказанию клининговых услуг, производства препаратов, оборудования и материалов ложатся два элемента регулирования – нормирование и оценка соответствия. Для совершенствования системы регулирования нужно:
• выбрать формы и методы контроля безопасности клининговых услуг в рамках создаваемых технических регламентов (базовый – ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»)
• внести изменения и дополнения в действующий ГОСТ 51870-2002 в части требований на весь спектр производственных видов работ
• создать национальную систему стандартов, регламентирующих термины, определения, классификацию услуг, методы контроля и испытания, требования к категории предприятия и исполнителям (на основании международных и региональных стандартов)
• пересмотреть и актуализировать действующие САНПИНы в интересах клининговой индустрии
• усовершенствовать действующие (?) системы сертификации (на базе положений систем менеджмента качества)
• развивать систему конкурсов мастерства исполнителей
• создать региональные центры независимой экспертизы качества и безопасности клининговых услуг
• государственный контроль и надзор – ключевой элемент, гарантирующий качество и безопасность среды обитания человека
Развитие форм и методов государственной, муниципальной и общественной поддержки клининговой индустрии (или ЧТО МЫ ЖДЕМ ОТ ГОСУДАРСТВА?).
1. Льготное кредитование предприятий малого и среднего бизнеса (тех организаций, которые предоставляют услуги социальнозначимым организациям и малообеспеченным гражданам, а также предприятиям производящим импортозамещающие препараты и материалы)
2. Создание благоприятной экономической базы, разработка и реализация целевых государственных и региональных программ, стимулирование развития клининговой индустрии (например льготы на энергоресурсы, на помещение, налоговые льготы и др.)
3. Информационная поддержка клининга и его продвижение на региональный, национальный и зарубежный рынки (в частности продвижение через Интернет, ТВ, соц.рекламу, выделение средств на участие или организацию международных или зарубежных выставок)
4. Создание системы подготовки и повышения квалификации кадров (для всех уровней от рабочих до управляющих кадров путем создания вышеобозначенного организационно-методического центра на базе СРО)
Этапы развития, обозначенные в Концепции:
2010 – 2015 годы – подготовка нормативно-правовой основы клининга, формирование сети клининговых компаний, популяризация бизнеса, применение всех форм продвижения и поддержки
2016 – 2020 годы – формирование инфраструктуры, применение элементов технического регулированияи осуществление различных форм государственной и общественной поддержки.