Друзья! Коллеги!
Уже достаточно длительный период времени пытаюсь сложить в голове принцип ценообразования на услуги по выездной чистке мебели. И хочу поделиться некоторыми мыслями:
1 Зарплата мастера.
Кто такой мастер химчистки? Если это специалист с высоким уровнем квалификации, сколько стоит его квалификация? Сколько стоит его опрятный внешний вид, умение грамотно разговаривать, способность оставить хорошее впечатление у клиента? Сколько стоит сам тот факт, что этого человека не страшно приводить в дом к заказчику, доверять дорогую технику?
Сегодня, подсобный рабочий на стройке в Днепропетровске, зарабатывает 250 гривен (чуть меньше 10 долларов) в день. Ответственности на нём - ноль, или около того, нагрузка - физическая работа.
Мастер химчистки, в большинстве случаев - водитель, владелец своего авто, едет на объект - работает, чистит - работает, едет с объекта - работает, общается с клиентом - работает. Он отвечает за мебель с которой работает, за технику, за своё авто. На него же, часто, возлагается и обслуживание техники. Работа с химией - есть определённая вредность.
Работа такого мастера стоит дороже работы подсобника? Насколько?
2 Простои
Стоит добавить и то, что компании которые специализируются на чистке текстильных покрытий работают с разной нагрузкой в течении года: летом - завал, январь-март - частые простои.
Зимой, обученному специалисту, нужно что-то кушать, а некоторые, имеют наглость считать, что не только кушать.
Нужно ли добавлять в стоимость работы в сезон, стоимость простоев в межсезонье? Нужно ли добавлять в цену стоимость соцпакета (больничного, оплачиваемого отпуска)? Как того требует Закон? Понятно, что последнее - обязанность фирмы, но тогда стоит вопрос - какой процент стоимости заказа - это составляющая соцпакета?
А нужно ли добавлять в цену повышение квалификации? Курсы, обучение, посещение выставок?
3 Техника, инвентарь, СИЗ, униформа, химия
Техника ломается- нужны запчасти, техника, время от времени, нуждается в замене. Те же дела и с инвентарём - царапается, ломается, изнашивается. Техника должна иметь опрятный внешний вид - это часть маркетинга. Кроме того - перчатки, респираторы, защитные очки - требования правил охраны труда. Униформа - это и средство индивидуальной защиты и внешний вид.
Всё это стоит денег.
Отдельный разговор - химия. У меня куча коллег, которые не могут обеспечить себе складских запасов химии - покупают формулу по 1 кг - это вообще как? Покупка целой канистры чистящего средства - событие! Попадаются случаи работы стиральными порошками - что это?
Очевидно, что в структуре стоимости чистки должна быть заложена стоимость нормальных чистящих средств - это не так много - 40 - 100 гривен на диван.
Вопрос - стоит ли экономить на этом?
4 Прочее
До объекта нужно доехать - топливо. Нужно оплатить рекламу, связь, склад. Есть куча побочной работы связанной с предоставлением услуги косвенно - кто-то должен дать рекламу, кто-то должен сдать отчёт в налоговую, кто-то должен купить химию и прочее и прочее.
Ах да, а налоги платить нужно?
А организатор этого бизнеса, что-то должен получить в качестве прибыли?
5 Количество, объём заказов и производительность
Хорошо, когда объект крупный - 3-4 дивана, стулья, матрас - есть где разогнаться и заработать. Хорошо, когда в день пара заказов - небольших и несложных - тоже можно заработать. А если заказ сложный? Получится сделать второй? Ну, в качестве трудового подвига да, а в ежедневном формате? Было дело - пришлось так работать три дня к ряду - качество стало уплывать - ошибки лезут одна за другой -утомление пагубно сказывается.
А есть у кого-то такое количество заказов, чтобы загрузить мастера двумя заказами в день - ежедневно? Ну, ладно - не ежедневно, а хотя бы базовые 5 дней в неделю? А время от времени проскакивают заказы крупные - нужен второй человек, что делать? Брать в штат? Ну. тогда точно по два заказа в день на мастера - фантастика.
Размышляя над всем этим, я пытаюсь прийти к некой формуле цены - к принципу ценообразования и выхожу на цифру ..., конечно, не на конкретную цифру, а на диапазон, но сути это не меняет, но, узнаю, что коллеги и конкуренты чистят дешевле, в разы!
Самое забавное, на этом фоне - та самая ситуация - все жалуются на недостаток денег, но мало кто готов поднимать цену. Результат - на рынке работают относительно крупные компании без профильных специалистов, и кучи частников, встречаются действительно специалисты, зарабатывающие себе на еду - всё.
Типичная картина - владелец "компании" - по сути индивидуальный предприниматель, сам чистит, сам всё делает, "спит" дома на технике, развитие бизнеса отсутствует, а его заработок находится на уровне того же подсобника, ну, возможно, чуть выше.
Я предлагаю открыть дискуссию на тему - ценообразование на услуги по чистке текстильных покрытий на выезде, и обсудить её подробно. Приглашаю всех!
И да - скажите - в чём я не прав?