Уборка-Уборка.ру
Не для бедных. Грядущее укрупнение столичного рынка клининговых услуг оставляет все меньше места мелким компаниям и частным клиентам
Уборка помещений в Киеве становится все интереснее не только для местных предпринимателей, но и для иностранцев — в нынешнем году на рынок вышла первая европейская клининговая компания. Эксперты уверены, что благодаря растущему спросу и наличию свободного места в отрасли в ближайшие годы данный процесс станет массовым. Впрочем, дефицит персонала и демпинг со стороны мелких конкурентов могут рассеять иллюзии новичков.
Уборка с акцентом
Столичный рынок клининговых услуг, который в последние годы демонстрировал рекордный рост за счет повышенного интереса к отрасли местных инвесторов (в год открывались 10–20 специализированных фирм), обратил на себя внимание иностранных уборщиков. Не так давно отечественная компания «Гриффин Групп» заявила о создании СП с одним из крупнейших в Польше клининговых предприятий Impel S.A. (штат — 40 тыс. чел., оборот в 2007 г. — EUR800 млн). По словам генерального директора «Импел Гриффин Групп» Виталия Опанасюка, уставной фонд новой фирмы составил EUR400 тыс. До 2009 г. она планирует занять 15–20% украинского рынка клининговых услуг, увеличив его долю более чем в два раза.
Поясняя причины интереса иностранных инвесторов к нашей стране, г-н Опанасюк говорит, в первую очередь, о том, что на сегодняшний день данный сегмент заполнен не более чем на 50%. «Для компаний это очень хорошее время закрепиться на неосвоенной территории», — полагает он. По его мнению, уже в ближайшие годы натиск иностранцев на наш рынок усилится. Среди потенциальных претендентов на статус украинских уборщиков он называет специализированные фирмы из Европы и США. «Но вряд ли они будут заходить путем поглощения местных предприятий. Дело в том, что интересных объектов для покупки сейчас очень мало», — прогнозирует эксперт.
Маркетолог Shaden Group Ирина Кладько считает, что появление иностранного капитала на нашем рынке клининговых услуг в ближайшее время не окажет на него существенного влияния. «Сегодня в этом бизнесе все большее влияние оказывает опыт работы, репутация и обширный послужной список, формирование которых — вопрос времени, а не только денег», — уверена она. Вместе с тем г-жа Кладько подтверждает высокий интерес к нашему рынку западных фирм, рассказывая, что в их компанию также поступали предложения о сотрудничестве от европейских специализированных предприятий.
Клиентов почистили
Столичный рынок клининговых услуг с каждым годом становится все интереснее для бизнеса. По данным компании «Мойдодыр», в течение последнего сезона спрос на уборку помещений вырос на 30%. Виталий Опанасюк утверждает, что клининговым фирмам уже удалось охватить порядка 70% всех киевских коммерческих объектов. Динамичный рост спроса эксперты объясняют как появлением в столице новых предприятий, так и переходом существующих на западные стандарты ведения бизнеса, когда непрофильные работы отдаются на откуп подрядчикам. Кроме того, порядок в большинстве торговых и офисных центров поддерживает управляющая компания, которая ищет для выполнения каждого вида работ специализированную фирму.
Как следствие, на сегодняшний день в клиентской базе крупных предприятий 80% занимают корпоративные заказчики (торговые и офисные центры, банки, продуктовые сети и пр.), 15% — государственные учреждения, международные представительства, консульства и только 5% — частные пользователи. Более мелкие фирмы, по словам представителей «Мойдодыра», получают 60% заказов от частных клиентов и только 40% — от корпоративных. При этом эксперты отмечают, что в последнее время динамика повышения спроса на услугу со стороны киевлян, желающих доверить уборщикам уход за своей квартирой, начала снижаться. Если ранее именно эта группа давала компаниям 40%-ный годовой прирост, то сейчас обеспечивает не более 15%, тогда как категория корпоративных клиентов, наоборот, увеличивается все большими темпами. «Многие даже весьма зажиточные киевляне предпочитают пригласить для поддержания порядка «бабушку с тряпкой» и лишь изредка заказывают генеральную уборку дома. Помимо желания сэкономить, клиенты аргументируют свой выбор и нежеланием впускать чужих людей в коттедж или квартиру», — поясняют в «Мойдодыре».
Выдавливанию с рынка частных заказчиков как нельзя лучше способствует и удорожание клининга — за год цены выросли как минимум на 20%. К примеру, тарифы на уборку после строителей стартуют с 15 грн./кв. м, генеральная уборка — с 10 грн./кв. м, химчистка — с 50 грн./посадочное место и т. д. «Но на практике эти цифры могут быть в два-три раза выше в зависимости от специфики объекта», — сообщают в «Мойдодыре». Представители специализированных фирм признают: чаще всего у них заказывают услуги, которые проблематично осуществить своими силами. В частности, это уборка после строителей, мойка окон и витрин, химчистка ковровых покрытий, уход за разными видами напольных покрытий, изделиями из натурального камня и фасадами. Стоит отметить, что немалые заработки уборщикам приносят и последние модные тенденции оформления интерьеров. Так, по словам г-на Опанасюка, в этом году увеличился спрос на услугу по уходу за натуральным камнем, который все чаще рекомендуют использовать архитекторы.
«Мыльные» рекорды
По данным Виталия Опанасюка, в настоящее время в столице работают более 150 предприятий, предоставляющих клининговые услуги. На первый взгляд, такого количества вполне достаточно для удовлетворения потребностей рынка. Однако лишь 10–15 из них, по мнению эксперта, в состоянии действительно качественно выполнить весь перечень работ, поэтому до насыщения сегмента еще далеко. Учитывая, что открыть небольшую фирму можно за минимальные деньги (от $20 тыс.), наличие свободного пространства на рынке привлекает в этот бизнес все больше новичков, в том числе и тех, кто еще вчера был наемным рабочим в клининговой компании. В «Мойдодыре» отмечают, что нередко «малыши» отчаянно демпингуют, предлагая тарифы на 20–30% ниже рыночных. Этот факт сдерживает общий рост расценок на рынке. Ведь, по мнению уборщиков, инфляция в стране и удорожание расходных материалов повысили стоимость работ на 30–40%, тогда как тарифы они смогли поднять лишь на 20%. «Борьба за клиента пока ведется в основном в ценовой плоскости. Гораздо проще установить низкую стоимость услуги, чем совершенствовать качество, тратиться на обучение персонала, спец-одежду, технику и расходные материалы», — добавляет Ирина Кладько. Кстати, некоторые компании не в состоянии выдерживать нужный уровень, так как бум на рынке привел к тому, что им все сложнее решать кадровые вопросы. По мнению г-жи Кладько, проблема с персоналом грозит стать основной преградой для атакующих наш рынок иностранных компаний. «Можно привезти с собой топ-менеджмент, оборудование и самые современные технологии, но применять это на практике будут наши специалисты. Сейчас же наблюдается не просто дефицит кадров, а абсолютное нежелание потенциальных соискателей работать. Чтобы преодолеть данное явление, придется тратить немало времени, сил и средств», — резюмирует она.
http://uborkauborka.ru/component/option … d,106/#106